среда, 23 сентября 2009 г.

“ON-SIGHT” - “ROCK TRIP” или новый скалолазный район - Македония

Сдав последний экзамен, и как, обычно быстро собрав свои вещи за пол часа до самолета, я со своим Сашей отправилась в Македонию, поднабраться сил и полазить от души. Вот наш самолёт приземлился в столице Македонии Скопье, и мы уже подходим к границе, немного нервничая и переживая, в связи с тем, что у нас нет визы, но как оказалось нас уже там давно ждали и местные пограничники встретили гостей из России с улыбкой на лице. Немного поболтав о целях нашего визита, и ответив на пару вопросов, нам быстренько состряпали визу и сказали, что нас уже ожидают у выхода.
P.S советую не повторять опыт с границей, так как при перелете приходилось прибегать к различным ухищрениям для того, чтобы нас пустили в самолет без визы, (не только у нас в Шереметьево но и в пересадочном пункте в сербском Белграде), да и пограничники ждали нас не без долгих переговоров с влиятельными лицами. В этом плане македонцы чем-то напоминают русских такие же спонтанные и непредсказуемые.
За пограничным контролем нас ожидал начинающий скалолаз с очень романтичным именем Данко, он то и повез нас на место первого нашего пребывания.
Это был маленький городок Демир Капия находящийся всего в 50-ти километрах от границы Греции. Городок расположен неподалеку от горного ущелья, оборудованного каким-то количеством скалолазных и альпинистских маршрутов, и большим скально-скалолазным потенциалом. Там мы и поселились на неделю, в конце которой, был запланирован так называемый «рок трип» на местных маршрутах. Пока я знакомилась с македонскими скалолазами, и облазывала с ними маршруты, Саша занимался пробивкой новых трасс. Все мы жили в небольшом доме-вагончике, недавно отремонтированном и перешедшим в собственность скалолазного клуба «Калабастер», и имевшем все условия для более-менее комфортного пребывания.

Демир Капия

Приехало много спортсменов из разных уголков Македонии во главе с председателем македонского скалолазания, который все и организовал.. В течение недели, Саша проделал огромную работу, сделав целый сектор сложных нависающих и длинных маршрутов, чем очень помог местным спортсменам и федерации скалолазания Македонии.
Погода была ужасно жаркая + 40 и больше, очень хотелось уже поскорее двинуться в курортный городок Охрид с прекрасным горным озером, где должна была продолжиться эта международная встреча, но уже с участием спортсменов из Словении, Албании и даже Америки. Но впереди были так называемые соревнования, в Европе довольно часто проводят эти «рок трипы» но мне, как стороннице он сайт марафонов было очень сложно понять их незамысловатые правила. Вкратце разъясню если кто не знаком с этой системой: спортсмен облазывает все имеющиеся в секторах маршруты (естественно которые ему по силам) вместе со своим напарником, который параллельно является и его страховщиком, со своим собственным снаряжением, с развешиванием оттяжек, и так они меняются. Каждый маршрут имеет свою оценку, т. е какое-то количество очков, которое зависит от сложности самого маршрута (например, 6а оценивается в 30 очков 6с-120, 9а- 1000000 и так далее). В итоге все полученные результаты в паре суммируются, и это является их результатом. Участники могут пролазать маршрут с одним падением, что лично мне кажется странным, хоть я и не являюсь первоклассным спортсменом, но всё-таки считаю, что если уж ты соревнуешься, то падение не допустимо. И так всё проходит от рассвета до заката.

Невестулка7а

Что же до меня, то накануне соревнований мне пообещали некую напарницу из Скопье, которую я в жизнь не видела. Она должна прибыть в день самого «рок трипа». Хочу сказать, что я очень эмоционально отношусь какого либо рода соревнованиям, и, узнав эту новость, я порядком занервничала, к слову накануне ночью мне приснился сон, что никто со мной лазить вообще не будет, и утром я проснулась в холодном поту, рассказав о сновидении Саше. Он меня успокоил и сказал, что напарница прибыла (её звали Лида). Но каково же было мое состояние, когда я узнала, что она лазить совсем не собирается, а готова лишь страховать меня, тем самым это означало полное мое поражение. А так хотелось, померится силами с местными спортсменками, ох уж эти хитрые македонцы наверно у них все было заранее спланировано. В первые минуты я совсем опешила и тут нахлынула такая волна обиды и разочарования что я даже чуть расплакалась, и, уткнувшись носом подушку, твердо решила не принимать участия. И тут как всегда пришел на помощь мудрый Саша и посоветовал мне так просто не сдаваться, я же восприняла его слова буквально и тогда я в своей голове твердо решила, что я непременно одержу победу и без чьей либо помощи чего бы это мне не стоило. Это наверно был один из самых сумасшедших дней в моей жизни. Тогда я пролезла около 20 маршрутов общей протяженностью около 400 метров!, может это кому-то покажется не так уж много, но поверте, для человека который не занимается скалолазанием профессионально этого вполне даже достаточно.
Смеркалось. Соперницы давно уже пили чай в скалолазном домике и обсуждали подробности прошедшего дня на смешном македонском языке, как сумасшедшая девочка из России, где-то в темноте, долазывала последний маршрут в страшном и темном ущелье. Конечно, опять надо отдать должное терпению моего Саши, который стойко страховал меня в полумраке, Лида уже совсем устала, и её пришлось заменить. Хотя, надо отметить, что к середине дня мне удалось таки найти с ней общий язык и уговорить пролезть пятёрочку маршрутов, для окончательной и бесповоротной нашей победы, все-таки мы с ней люди с похожей профессией она оказалась архитектор, а я дизайнер. В общем, пока мы собрали всё снаряжение, было, уже совсем темно, «хоть глаз выколи» и до дороги пришлось добираться почти на ощупь, зато я увидела огромное количество светлячков, сновавших по ущелью и немного освещая обратную дорогу.

протоколы

И все-таки система он сайт марафона гораздо более справедливая и удобная, нежели этот рок трип. Никогда ещё победа не давалась мне такой ценой.
На следующий вечер мы уехали в Охрид на международную встречу, которая прошла достаточно спокойно, там Александр Кленов провел семинар по подготовке скалолазных маршрутов на естественном рельефе, для граждан Албании, Македонии, России, и Словении. Забавные ребята из Албании пригласили на следующий год провести встречу у себя на родине, пообещав 100 километровую скальную стену высотой до 50 метров и обменявшись дипломами, и сертификатами все благополучно расстались. Правда в конце был ещё один рок трип, но после некоторых совещаний правила были немного изменены, учитывался результат по отдельности, первые места опять достались россиянам,  ну ничего, пусть македонцы больше тренируются, ведь у них на это есть ещё целый год

Подробнее о лазании в Македонии:

лазание

В Македонии есть несколько районов для лазания: это Демир Капия, Скопье - национальный парк Матка и курортный городок Охрид - ущелье «Злой дол» в национальном парке Галичница. Если соберетесь туда поехать, то есть возможность посетить все выше перечисленные места, в связи с тем, что Македония страна не большая, и преодолеваемые расстояния не превышают 200 километров. Везде к скалам есть удобные подходы, и добираться до них не составляет особого труда. Все места очень живописные, и вызывают большой интерес не только скалолазов, но и у туристов. Наличие чистых горных водоёмов неподалеку, также делает районы привлекательными для лазания. Многие районы находятся в тени, и поэтому не возникает проблем с выбором времени для лазания, можно быть под маршрутами с самого утра и до вечера.

пляж в автокемпе

Также легко решаемы проблемы с жильем, если вы поедете в национальный парк Матка, то там вам предложат ночлег за очень символическую сумму, под крышей местного монастыря. (К слову, очень даже пригодного для проживания).

указатель

В Охриде можно снимать комнату в пределах от 4-до 7-ми евро с человека, а можно и поселиться в авто кемпе Градишта, на берегу озера за 10 евро в день. Вообще же Охрид очень красивый городок, и славен он как город 365 церквей, здесь они попадаются почти через каждые 100 метров, учитывая, что городок это совсем не большой, а всё население Македонии составляет около 4 миллионов человек.

крепость в Охриде

В Демир Капии имеется скалолазный дом со всеми удобствами, проживание в нем вам обойдется в 150 динарий с человека, по-нашему это где-то 90 рублей в день, (очень дешево) до скал пешком добираться 10-15 минут, дорога ведет через туннель по автобану.
Если говорить о качестве скал, то большинство из них известняк, имеется
огромное количество маршрутов разной категории сложности от 5 до 8в.

монастырь в районе Матка

В районе Матка- город Скопье, помимо скалолазных, есть очень много длинных, альпинистских 100 метровых маршрутов, или как их ещё называют мультипичей.
В районе Демир Капия, пользующимся огромной популярностью у местных спортсменов из-за большого количества легких маршрутов, в этом году, появился целый сектор сложных. В прошлом году там же был пробит сектор сложных маршрутов на секторе Арена, он интересен тем, что до него нужно высоко добираться по виа феррате.
В Охриде, большинство легких маршрутов находиться у прибрежных скал, вдоль озера, а в ущелье «Злой Дол» национального парка Галичница, сосредоточены маршруты сложной категории, которые почему-то не пользуются большёй популярностью у местных, именно поэтому, в этом году Александром Кленовым там же был пробит новый сектор легких маршрутов «Мрзливец», что означает «Ленивец» ниже приведен рисунок сектора с названиями маршрутов.

схема

В Общем, Маршруты поражают своим разнообразием, это и нависания и карнизы, пологие и прямые вертикальные, зацепы как большие так маленькие, острые как иголки, и покатые, большие ручки, - в общем, на любой вкус. Некоторые маршруты, пробитые ещё в прошлом году, так и остались не тронутыми, причины разные: во-первых, место совершенно новое и не успело ещё прославиться среди скалолазов, а во-вторых, маршруты имеют большие категории сложности, которые пока местные скалолазы проходить не научились, так что у желающих есть все возможности быть первыми. Подробнее о маршрутах и районах можно посмотреть на местном сайте http://www.climbing.org.mk/mk/lokaliteti/lokaliteti_matka.htm
О людях:
В Македонии очень сложно встретить русскоговорящих людей, почему-то не многие знают об этой веселой стране в России, но сами македонцы очень доброжелательно, можно даже сказать по-братски относятся к русским. Так как Македония славянская страна, то языкового барьера не должно возникать, некоторые слова очень даже похожи, но на худой конец каждый уважающий себя македонец знает английский и немецкий (обязательные языки в школьной программе)
Македонцы любят собраться вечером шумной компанией за бутылочкой пива «скопского» все время и, не переставая, шутят, не много любят приврать о своих спортивных достижениях, но это беда не большая, кто из нас не без греха